КГБУ СО Центр семьи "Минусинский"

МЕНЮ САЙТА
ВХОД НА САЙТ
Главная » Файлы » ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

"ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ, ИЛИ ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО"
[ СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ С САЙТА (593.4 Kb) ] 28/Ноя/2013, 15:07
Долженко Ирина Николаевна
педагог-психолог  «МОБУ «СОШ №16»
г.Минусинск


ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ, ИЛИ ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО
(материал к презентации)

  Данный материал позволяет актуализировать проблему буллинга, определить основные причины и группы факторов, влияющих на буллинговое поведение  молодежи, в частности, учащихся. Также в презентации рассматриваются основные признаки (характеристики) личностной, эмоциональной и поведенческой сферы участников буллинга (агрессора и потерпевшего). 

Насилие в школе: понятие, структура, содержание, функции, 
основные условия и механизмы проявления

  Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю.
  Достаточно упомянуть такие распространенные в школах явления, как индивидуальная, групповая агрессия, жестокое обращение с одноклассниками, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и т.д., поведенческие реакции на которые учащегося - жертвы лежат в широком диапазоне, от ответной жестокости до суицидальных попыток. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют идти детей на крайние меры. Они пытаются доказать свою правоту, действуют в знак протеста.
  Само понятие насилия рассматривается разными авторами по-разному. От узкого понятия - нанесение физического ущерба другому лицу, - до всеобъемлющей категории - ущемление прав человека.    Сформулируем его таким образом, чтобы оно позволило рассмотреть данную проблему как объект педагогического внимания.
  Насилие многолико и может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое поведение, которое нарушает права другого. К тому же акт насилия имеет место даже в том случае, когда человек и не осознает этого. Дело в том, что дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых, поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах. Например, если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в адрес друг друга, то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой.
  Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.
Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:
• насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
 Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.
  К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
  Жертвой может с гать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других.
  Существует еще одна классификация различных видов насилия. 
Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.
  Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд. 
  Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. 
  Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям, и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. 
  Как это ни прискорбно, но в школе в той или иной степени имеют место все эти виды.
В условиях школы прямыми признаками психического насилия над учащимися считаются: 
угрозы в адрес обучающегося;  
преднамеренная изоляция обучающегося;  
предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;  
оскорбление и унижение достоинства;  
систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;  
постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративно негативное отношение к обучающемуся. 
   Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:
– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;
– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;
– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
– неразвитые социальные навыки;
– страх перед школой;
– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
– низкий интеллект и трудности в обучении.
  Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.
  Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей.   Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.
  Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».
  Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
  Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.
  Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.
  Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.
  
Школьному насилию способствуют:
1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.
2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.
3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.
  Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».
  Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.
  В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
  Насилие в школе - проблема, о которой долгое время было не принято говорить. 
Одним из аспектов проблемы насилия является жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами, и как следствие, насилие в отношениях между детьми.
  Профилактике и коррекции асоциального поведения детей и подростков в муниципальной системе образования уделяется серьезное внимание. Процесс социализации в условиях современного образования учащихся, трудности, связанные с самоутверждением молодого человека в коллективе сверстников, семье, - все это часто ведет к возникновению субъективно сложных, проблемных и кризисных ситуаций в жизни ребенка и подростка.
  Рассматривая школу, как институт социализации личности, необходимо заметить, что качество процесса социализации зависит от общей ориентации школы в существующей системе общественных отношений.   И здесь нельзя не принять во внимание того факта, что в современной школе наблюдается подмена педагогики институциональными нормами: требованиями к обязательным результатам обучениям, единому речевому режиму, к соблюдению определенных ритуалов урока и т.д. Эти требования не несут никакой педагогической ценности, но формируют «двойной стандарт» в оценке поступков:  внешний уровень - с точки зрения того, как «надо»; внутренний – по существу, т.е. как «на самом деле».
  Кроме того, эти требования несут в себе элементы насилия. В традиционном обучении стремление педагога добиться их выполнения приводит к возникновению педагогического насилия, которое принимает конкретные формы в процессе взаимодействия учителя с учащимися. Таким образом, педагогическое насилие заложено в самих технологиях традиционного обучения, и если педагог не в состоянии его нейтрализовать, то могут возникать и ситуации педагогического произвола. 
  Сегодня достаточно ясно обозначился и факт жестокости учащихся по отношению друг к другу: дети бьют тех, кто слабее; унижают тех, кто не смог за себя постоять; оскорбляют тех, кто не смог ответить и т.д. Безусловно, что подобные проблемы детского коллектива существовали и раньше. Однако раньше становление и развитие коллектива происходило в поле зрения педагогов и с помощью детских общественных организаций. Сегодня отсутствие квалифицированных кадров, умеющих работать с детским коллективом, незаинтересованность многих классных руководителей взаимоотношениями детей в классе, отсутствие или недостаточная активность детских общественных движений в школе, педагогика мероприятий, приводят к деформации отношений между субъектами образовательного процесса.

  В этих условиях особенно актуальна проблема анализа агрессивного поведения подростков, и в первую очередь возможность его коррекции, управления и контроля за ним. 
На положительные  результаты эмоционального состояния влияет:
• создание комфортной среды  для школьников;
• стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в ОУ;
• созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков;
• система работы классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей.
 При этом следует отметить, что в ряде школ количество детей с высоким уровнем агрессивности достигает 20% и более, по отношению к детям с низким и средним уровнем. 
   
Причинами высокого уровня агрессии у школьников могут быть:
• отсутствие индивидуального подхода в воспитании обучающихся;
• отсутствие работы по формированию коммуникативной культуры  межличностных взаимоотношений;
• недостаточная мотивация обучающихся на самовоспитание, саморазвитие.

Система психолого-педагогических действий профилактики
  Изменить ситуацию может специально разработанная система психолого-педагогических действий. В нее могут входить следующие элементы:
• диагностика психоэмоциональной среды;
• консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;
• консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;
• информационно-образовательная работа с детьми;
• формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса;

Мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества:
• улучшение психологического климата в школе; 
• повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов); 
• повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся; 
• профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
• снижение асоциального поведения школьников;
• развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;
• формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и со¬циальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального про¬странства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;
• направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способст-вующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения (Я - концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам; собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку; осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим).
  Особенно важны действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды.
  В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития. 
  Большинство педагогов, психотерапевтов и консультантов считают, что проблема профилактики притеснения – травли – насилия может быть решена поэтапно. 
1 этап (шаг), самый ответственный, заключается в том, чтобы признать, что такая проблема существует.   Признание проблемы в рамках школы требует, чтобы кто-то взял на себя инициативу сказать о ее существовании и о работе с ней. Работа с притеснением может быть эффективна только тогда, когда определенная группа или школа как целое определяет проблему и соглашается с тем, что важно изменить ситуацию. 
2 этап (шаг) – определение проблемы.
 Не может существовать в каждой школе унифицированных признаков определения проблемы. Тем не менее, инициативная группа взрослых и детей должна определить:
— суть проблемы (проблем);
— серьезность проблемы;
— частоту проблемы.
— привести соответствующие примеры.
  После этого необходимо разработать совместный план действий.
 Далее инициативная группа оповещает все школьное сообщество о сути происходящего, о тех направлениях работы, которые будут реализоваться для профилактики насилия.
  Например, 
— создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;
— лучшее наблюдение за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
— соответствующая воспитательная работа по классам в режиме свободной дискуссии;
— разработка этического кодекса школы;
— ясно выраженное ожидание, что ученики будут сообщать о нарушениях либо администрации, либо консультантам;
— создание консультантами групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками.
Цель работы с последними: контроль агрессивных намерений обидчиков и их реабилитация.
3 этап (шаг) – выполнение программы.
Если есть план, то он должен быть выполнен. Лучше, если выполнение этого плана начнется с начала очередного учебного года. Здесь может быть сопротивление отдельных групп и личностей, потому что:
— многие дети не считают притеснения (травлю) проблемой;
— некоторые родители ожидают от своих детей, что они будут агрессивными, а не наоборот;
— некоторые учителя не верят, что в их обязанности входит учить детей заботиться о себе.

Как работать с агрессивными детьми: рекомендации для родителей и педагогов
 Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- изменение стиля взаимодействия с детьми;
- расширение поведенческого репертуара родителей и педа¬гогов через развитие их коммуникативных умений.
 Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отноше¬ния между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.
 Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице, представленной ниже, даны общие «рецепты» из¬бавления от гнева, которые будут полезны всем родителям.

 Далее приведены конкретные практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, про¬являющими агрессию в отношении взрослых или 
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и под сверстников.
- ростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стра-тегии: полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);
- переключение внимания, предложение какого-либо зада¬ния («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»)
........................

Чтобы скачать полный текст доклада, презентацию "Школьный буллинг, или давайте жить дружно", буклеты "Школьный буллинг" и анкету, 
необходимо нажать [СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ С САЙТА] сверху под названием доклада. 






















Категория: ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ | Добавил: Anastasiya
Просмотров: 7301 | Загрузок: 667 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1 НАТАЛЬЯ   (03/Дек/2013 15:40) [Материал]
Очень хороший поучительный материал smile

2 Анна   (03/Дек/2013 17:40) [Материал]
Очень интересный материал, спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК ПО САЙТУ

КГБУ СО Центр семьи "Минусинский" т.2-04-47 E-mail: centrsemi@mail.ru
Бесплатный хостинг uCoz