КГБУ СО Центр семьи "Минусинский"

МЕНЮ САЙТА
ВХОД НА САЙТ
Главная » Файлы » ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА НА ТЕМУ: "ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА УСПЕХ ПОДРОСТКА"
[ СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ С САЙТА (234.0 Kb) ] 28/Ноя/2013, 10:41
Елгина Анастасия Николаевна,
педагог-психолог МОБУ «СОШ №6 «Русская школа»
г.Минусинск

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА НА ТЕМУ:
«ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА УСПЕХ ПОДРОСТКА»

Цель тренинга: рассмотреть с разных позиций влияние семьи на успех подростка.

Задачи:

1. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений;
2. Ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
3. Рассмотреть влияние институтов социализации на развитие личности ребенка.

Ведущий. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

 Вопросы родителям:

1. Что такое семья?

Семья - вид социальной  общности,  важнейшая  форма организации личного быта, основанная на  супружеском  союзе  и  родственных связях,  то  есть  на  многосторонних  отношениях  между  мужем  и   женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, живущими вместе и ведущими  общее хозяйство».

Сегодня мы поговорим об успехе ваших детей.

2. Для чего нужен успех ребенку, подростку?

Ответы родителей.

 

1.  Упражнение «Приветствие»

Цель: знакомство с участниками группы

Ведущий: предлагаю поприветствовать друг друга необычным образом. Тот, у кого окажется мяч, он должен сказать свое имя, имя и возраст ребенка. Кто пригласил вас на тренинг? Что вы ожидаете от сегодняшнего тренинга?

2. Беседа о влиянии семьи на социализацию подростка

Цель: информирование родителей о влияние семьи на успешную адаптацию ребенка/ подростка в обществе.

Ведущий: Главным  способом семейной  социализации  является  копирование  детьми   моделей   поведения взрослых членов семьи.

Трудности  социализации  возникают   в   том   случае,   если   ребенок ориентируется на неудачные,  антисоциальные  образцы  поведения  родителей, которые приходят в противоречие с  тем,  что  он  видит  в  других  семьях.

Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в  том  случае,  когда семейные  образцы  поведения  и  общественные  нормативы   не   вступают   в противоречие.

Конфликт или просто  противоречия  с родителями и  в  целом  с  миром  взрослых  резко  обостряются  в  условиях нестабильности:  ценности  старшего  поколения  обесценены,  стереотипы  на глазах разрушаются также как и образцы  поведения,  перспектива  повторения опыта предшествующих поколений  не  привлекает.  Все  это  не  способствует сохранению авторитета взрослых и осложняет процесс формирования  социальной идентичности.

Отечественная  наука   рассматривает   роль   семьи   в   социализации ребенка и через формирование полезных навыков и  привычек. Многие из них связаны с культурой поведения в быту: выключить свет,  выходя из комнаты; брать вещи чистыми руками и класть их на место; не рисовать  на стенах,  вытирать  обувь.  Отношение  детей   к   личной   и   общественной собственности формируется в детстве и закрепляется в подростковый период.

Как вы понимаете пословицу «Встречают по одежке, провожают по уму»?

Опрятность ребенка, его одежда, может о многом говорить. Даже, казалось бы, какие-то мелочи, например украшения, телефон, наличие плеера, компьютера, интернета, сумочка, велосипед и т.д. определяют статус ребенка и семьи в целом. Предлагаю поразмыслить об информации, которую вы сейчас услышали.

И для того, чтобы научиться договариваться со своими детьми, проведем следующее упражнение.

3.Упражнение «Права и обязанности родителей и детей»

Цель: рассмотреть права и обязанности детей и родителей, чтобы уметь между собой договариваться.

Ведущий: необходимо разделиться на 2 равные группы. 1  группа -  родители, 2  группа - дети. Каждой группе выдается листок бумаги и маркеры. Необходимо,  посоветовавшись написать перечень прав и обязанностей родителей и детей. Затем следует обсуждение.

Обсуждение.  

Итак, мы определили, что родители имеют свои права и обязанности, и дети имеют свои права и обязанности, почему бы не обсудить это с детьми? Регламентировать время, дни. Определить традиции семейные.

Следующее упражнение поможет вам увидеть со стороны, как – родители могут  влиять на детей.

4. Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: рассмотреть на примере, как родители могут влиять на детей.

Ведущий: разделитесь по парам, один человек будет в роли слепого, другой – в роли поводыря. Поводырь должен водить слепого по всей территории, направляя его, подсказывая, спрашивая и т.д. затем по моей команде необходимо поменяться местами.

Обсуждение: родители непосредственно влияют на развитие личности ребенка. В зависимости от стиля воспитания, родитель может настойчиво диктовать, что ребенку делать и как поступить, постоянно его с кем-либо сравнивая. Кто-нибудь спрашивал у слепого, а куда бы он хотел пойти?  Что  он сам хотел  делать? Зачастую так случается и в жизни, что мы не спрашиваем мнение ребенка/подростка, а навязываем ему свою точку зрения.

5. Дискуссия о влиянии институтов социализации на развитие личности подростка и на его успех.

Цель: рассмотреть, как влияют институты социализации на развитие личности подростка.

Ведущий: необходимо разделиться на 3 группы.

1группа перечисляет, как влияет СМИ на развитие личности подростка;

2 группа – сверстники;

3 группа – школа, учебное заведение (армия).

Вступление перед дискуссией:

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию – скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично – со взглядами сверстников. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я».

1 группа СМИ

Средства массовой информации: телевидение, интернет радио и др.  стали неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а СМИ превратилось в мощный общественный институт.

Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Подросток как губка, которая впитывает всё плохое, всё негативное, но ребёнок не осознаёт вредность этого «впитывания», самое главное для него, чтобы сверстники приняли его в свой круг общения.

Часто ребёнок воспринимает то, что показывают по телевизору это разнообразие рекламы, фильмы (боевики, ужасы и.т.д ), музыкальные клипы, молодёжные программы. Подростки оказались буквально под перекрёстным огнём СМИ. Идёт интенсивная криминализация сознания, приучение к насилию как к норме жизни, эмоциональное отупение. Начиная с мультфильмов и заканчивая низкопробными кинолентами, подростки приучаются к культу насилия, утрачивают истинные человеческие ценности.

Так СМИ и стоящие за ними силы, формируя у нового поколения деформированное сознание.

Вывод: необходимо проводить профилактические беседы с ребенком/ подростком о том, какая  информация полезна и нужна, а какая информация не нужна.

2 группа сверстники

Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация.

Нужно ли родителю вмешиваться в отношения своего ребенка и его друзей, даже если они ему не нравятся? Ответы родителей.

3 группа – школа, учебное заведение (армия)

Предложение родителей…

6. Куда можно обратиться по проблемам детско-родительских отношений.

Ведущий: трудности социализации в подростковый период связаны с тремя главными обстоятельствами:

- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан их возрастом;

- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением;

- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.

Разрешить детско-родительские конфликты вам поможет школьная социально-психологическая служба либо Центр семьи «Минусинский».

Круг проблем, с которыми приходят к психологу, чрезвычайно широк. Однако анализ позволяет выделить ряд конкретных тем обращений, среди которых: детско-родительские отношения – 20%, диагностика – 26%, трудности в школе – 14%, другие обращения 11%, агрессия -  4 %, тревожность – 3 %, самооценка – 3% , гиперактивность – 2%, воровство – 2%.

Темы межличностных, внутрисемейных отношений, наиболее часто встречаются. Родителей интересуют особенности развития и взросления их ребенка, папа и мама не могут найти общий язык со своим ребенком, они обеспокоены его взаимоотношениями с учителями, одноклассниками, друзьями. Наблюдается склонность подростков к общению с ребятами, относящими себя к неформальной субкультуре. Родители обеспокоены внешним видом детей, преобладает черный цвет в одежде, макияже прическе, появляются мысли о суициде.

В целом, чаще всего люди обращаются за психологической помощью с вопросами, связанными с непосредственным окружением: родственниками, друзьями, коллегами, преподавателями и т.д.

Часты случаи повторного обращения клиентов: больше трети обращаются во второй и более по счету раз. Длительной коррекционной работы педагога-психолога чаще всего требуют проблемы взаимоотношений с ребенком, супругом или близким человеком. Оказание повторных психолого-педагогических услуг предполагает проведение психологической консультации, психолого-педагогической диагностики (выявление причин и формулировка проблемы), а также психокоррекции (оказание психологической помощи клиенту).

На протяжении ряда лет с подростками проводятся занятия с элементами тренинга. Интересными и всегда привлекательными для них являются занятия, направленные на познание своего внутреннего мира. Примерная тематика, вызывающая интерес у подростков: «Я в глазах других», «Что я за птица?», «Мой выбор – моя жизнь».

Также с большим удовольствием ребята обсуждают вопросы, связанные с особенностями построения взаимоотношений с противоположным полом. В старших классах на занятиях с психологом тонко вплетаются моменты профилактики безответственного поведения, затрагиваются вопросы семейной этики. Примерные темы: «Ярмарка достоинств», «Есть ли идеал?», «Как произвести хорошее впечатление», «Как противостоять давлению сверстников», «Портрет современной девушки / юноши» и др.

Следует отметить, что и вопросы детско-родительских отношений, семейных ценностей, традиций также являются для них актуальны. Ребята готовы с удовольствием делиться своими чувствами, своими взглядами на такие темы как «Роль отца в семье», «Традиции моей семьи», «Современная семья глазами детей» и др. Однако есть и вопросы, представляющие для учащихся некоторые затруднения: проблемы с родителями, конфликтные ситуации с братьями и сестрами. На занятиях с психологом обсуждаются вопросы конструктивных моделей поведения в случае конфликтов.

Школьная социально-психологическая служба также организуют и проводят массовые мероприятия, делая акцент на пропаганде ЗОЖ.

Проводится «Инфопалатка» - акция по профилактике употребления ПАВ, распространения ВИЧ – инфекции, «Вечер вопросов и ответов», брейн-ринги с участием специалистов Центра семьи «Минусинский», здравоохранения, наркокомитета и инспекторов ОДН.

Школьная социально-психологическая служба оказывают помощь и педагогам, и родителям. Нас приглашают для проведения родительских собраний. Так, за последний  год мы провели собрания по темам: «Особенности подросткового возраста», «Семья – волшебный источник», «Трудности подросткового возраста». Как общаться с ребенком?», «Профилактика аддиктивного поведения у детей», «Адаптация в 5 классе» и т.п.

Часто к нам поступает запрос на осуществление работы в классах на протяжении четверти, по итогам работы психолога проводится родительское собрание с возможными рекомендациями.

Раздача буклетов для родителей с полезной информацией.

Категория: ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ | Добавил: Anastasiya
Просмотров: 9102 | Загрузок: 656 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1 Наталья   (03/Дек/2013 11:40) [Материал]
Добрый день!!! Спасибо за актуальный и интересный материал, который можно использовать в работе с родителями подростков!!!! smile

2 НАТАЛЬЯ   (03/Дек/2013 15:45) [Материал]
Отличный материал!!!!!!!!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК ПО САЙТУ

КГБУ СО Центр семьи "Минусинский" т.2-04-47 E-mail: centrsemi@mail.ru
Бесплатный хостинг uCoz