Заведующий организационно-методическим отделением КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» Шестакова Светлана Александровна
РАБОТА С СЕМЬЕЙ,
НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Методический материал для специалистов
Объектом социальной работы в настоящее
время все чаще становятся семьи социального риска, где по объективным или
субъективным причинам затруднено социальное функционирование. Это семьи
малообеспеченные, неполные, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, людей,
страдающих зависимостью, семьи безработных, семьи, проживающие в депрессивных
регионах и др.
Семья,
находящаяся в социально опасном положении (СОП), - это семья, где родители или
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
содержанию, воспитанию и обучению, отрицательно влияют на их поведение либо
жестоко обращаются с ними.
Дети в таких семьях находятся в
неблагоприятных для проживания, развития условиях – социально опасном
положении.
В таких семьях наблюдается рост
различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов
воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь
самоубийством, совершают правонарушения. Такое детство влечет за собой
деформацию в психике несовершеннолетнего, морально-нравственное уродство,
физическое несовершенство.
Одним из типичных вариантов поведения в
социально неблагополучной семье является оставление без попечения
несовершеннолетних и членов семьи, не способных к самостоятельному
существованию, «выталкивание» детей на улицу, склонение или побуждение к
асоциальному образу жизни.
С ростом числа семей, находящихся в
социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при
живых родителях (родители зачастую бросают детей на воспитание своим
престарелым родственникам, отказываются от их содержания, воспитания и
обучения). Происходит деградация семей (пьют, ведут асоциальный образ жизни,
живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.), дома становятся
«притонами», где собираются группы людей без определенного рода занятий и места
жительства, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.
Для решения проблем профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в нашей стране были приняты следующие
законодательные акты:
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120
«Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Указ Президента РФ «О первоочередных
мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и
развития детей в 90-е годы»;
Постановление Правительства РФ «О
неотложных мерах по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1992 г.;
Федеральный закон от 21.12.1996 г.
№159-ФЗ (в ред. От 22.08.2004 №122-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по защите
прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Закон Красноярского края от 02.11.2000
№12-961 (в ред. От 18.12.2008 №7-2768) «О защите прав ребенка»;
Закон Красноярского края от 31.10.2002
№4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
Основные проблемы семей, находящихся в социально
опасном положении
Социальная дезадаптация – это нарушение
процесса социального развития, социализации индивида, неспособность или
невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социально
окружения.
Социальная дезадаптация семьи
характеризуется наличием следующих проблем:
- неопределенность гражданского статуса членов семьи; - малообеспеченность; - безработица; - неудовлетворительные жилищные условия; - алкоголизм, наркомания, токсикомания членов семьи; - нарушение здоровья; - семейная дезадаптация; - духовно-нравственная деградация семьи.
Социальная дезадаптация
несовершеннолетних – следствие деформации процесса социализации ребенка,
проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами,
законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных
структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и
отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять
социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов
деятельности, необходимых для социализации детей – игры, познания, труда,
общения.
Система работы с семьями, находящимися в социально
опасном положении
Первопричины социальной дезадаптации
несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом. Поэтому практическая
работа специалиста по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних
будет наразрывно связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в
его семье, на преодоление проблем семьи.
Работа с семьей выстраивается в
соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их
возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается
индивидуальная программа или план работы с семьей, определяются цели и задачи,
формы и методы работы, сроки проведения конкретных мероприятий.
В зависимости от причин появления
проблем семьи, совместно с членами семьи разрабатывается план действий,
привлекаются специалисты других подразделений и служб. Например, если семья
имеет неудовлетворительные жилищные условия, к решению проблемы привлекаются
юридические и социальные службы, которые окажут консультативную помощь и
юридическую поддержку, в результате чего могут быть улучшены жилищные условия,
оказано содействие в ремонте жилья. Специалист направляет клиента в органы
социальной защиты для получения материальной помощи на ремонт жилья, обращается
с ходатайством в организации с просьбой помочь отремонтировать жилье. При этом,
специалисты, учитывая особенности семьи, берет на себя ответственность за
контроль использования по назначению предоставленной материальной или
натуральной помощи, в дальнейшем – за сохранность результатов ремонта. Патронаж
такой семьи становится регулярным.
Как правило, такие семьи имеют множество
проблем, как материальных и бытовых, так и нравственно-психологических, проблем
межличностных и социальных отношений. Всеми проблемами специалисты занимаются в
комплексе, привлекая при необходимости специалистов разной направленности:
юриста, педагога-психолога, социального педагога в школе, классного
руководителя и учителей-предметников, которые обучают детей в школе,
медицинских работников, специалистов социальных, муниципальных служб и др.
Позитивные изменения в семье требуют
достаточно много времени и больших усилий как со стороны специалистов, так и, в
большей степени, со стороны клиента. В любом случае, в своей работе специалист
стремится, прежде всего, активизировать ресурсы самой семьи. Очень сложно
добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи,
находящиеся в социально опасном положении. Она напрямую зависит не только от
наличия мотивации (даже незначительной) сами членов семьи на положительные
изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности
социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений, но и многих
территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый
труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи и др.).
В результате совместной работы
специалистов по социальной работе, специалистов КДН и школ в семьях все же
меняется ситуация, детям в семье уделяется гораздо больше внимания, разрешаются
их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль,
слаженность работы специалистов Центра семьи и школы, позволяют закрепить эти
результат.
В статье использован материал пособия Краевого центра семьи
"Социальные технологии: работа с семьей,
находящейся в социально опасном положении". - Красноярск, 2009.
Буклет "Работа с семьей, находящейся в СОП"
Чтобы скачать доклади буклет "Работа с семьей, находящейся в СОП", необходимо нажать [СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ С САЙТА] сверху под названием доклада.