КГБУ СО Центр семьи "Минусинский"

МЕНЮ САЙТА
ВХОД НА САЙТ
Главная » Файлы » ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

"РАБОТА С СЕМЬЕЙ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ"
[ СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ С САЙТА (152.4 Kb) ] 28/Ноя/2013, 17:36

Заведующий организационно-методическим отделением  
КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»
Шестакова Светлана Александровна

РАБОТА С СЕМЬЕЙ, 

НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ


Методический материал для специалистов


Объектом социальной работы в настоящее время все чаще становятся семьи социального риска, где по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование. Это семьи малообеспеченные, неполные, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, людей, страдающих зависимостью, семьи безработных, семьи, проживающие в депрессивных регионах и др.

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП), - это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Дети в таких семьях находятся в неблагоприятных для проживания, развития условиях – социально опасном положении.

В таких семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения. Такое детство влечет за собой деформацию в психике несовершеннолетнего, морально-нравственное уродство, физическое несовершенство.

Одним из типичных вариантов поведения в социально неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семьи, не способных к самостоятельному существованию, «выталкивание» детей на улицу, склонение или побуждение к асоциальному образу жизни.

С ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители зачастую бросают детей на воспитание своим престарелым родственникам, отказываются от их содержания, воспитания и обучения). Происходит деградация семей (пьют, ведут асоциальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.), дома становятся «притонами», где собираются группы людей без определенного рода занятий и места жительства, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.

Для решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашей стране были приняты следующие законодательные акты:

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»;
  • Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной  защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1992 г.;
  • Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ (в ред. От 22.08.2004 №122-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Закон Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 (в ред. От 18.12.2008 №7-2768) «О защите прав ребенка»;
  • Закон Красноярского края от 31.10.2002 №4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основные проблемы семей, находящихся в социально опасном положении

Социальная дезадаптация – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида, неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социально окружения.

Социальная дезадаптация семьи характеризуется наличием следующих проблем:

- неопределенность гражданского статуса членов семьи;
- малообеспеченность;
- безработица;
- неудовлетворительные жилищные условия;
- алкоголизм, наркомания, токсикомания членов семьи;
- нарушение здоровья;
- семейная дезадаптация;
- духовно-нравственная деградация семьи.

 Социальная дезадаптация несовершеннолетних – следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей – игры, познания, труда, общения.

Социальная дезадаптация несовершеннолетних проявляется в:

- школьной дезадаптации;
- беспризорности, безнадзорности;
- правонарушениях;
- раннем алкоголизме, наркомании, токсикомании, табакокурении;
- резком ухудшении физического, нервно-психического здоровья.

 

Система работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

 Первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом. Поэтому практическая работа специалиста по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних будет наразрывно связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в его семье, на преодоление проблем семьи.

Работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, определяются цели и задачи, формы и методы работы, сроки проведения конкретных мероприятий.

В зависимости от причин появления проблем семьи, совместно с членами семьи разрабатывается план действий, привлекаются специалисты других подразделений и служб. Например, если семья имеет неудовлетворительные жилищные условия, к решению проблемы привлекаются юридические и социальные службы, которые окажут консультативную помощь и юридическую поддержку, в результате чего могут быть улучшены жилищные условия, оказано содействие в ремонте жилья. Специалист направляет клиента в органы социальной защиты для получения материальной помощи на ремонт жилья, обращается с ходатайством в организации с просьбой помочь отремонтировать жилье. При этом, специалисты, учитывая особенности семьи, берет на себя ответственность за контроль использования по назначению предоставленной материальной или натуральной помощи, в дальнейшем – за сохранность результатов ремонта. Патронаж такой семьи становится регулярным.

Как правило, такие семьи имеют множество проблем, как материальных и бытовых, так и нравственно-психологических, проблем межличностных и социальных отношений. Всеми проблемами специалисты занимаются в комплексе, привлекая при необходимости специалистов разной направленности: юриста, педагога-психолога, социального педагога в школе, классного руководителя и учителей-предметников, которые обучают детей в школе, медицинских работников, специалистов социальных, муниципальных служб и др.

Позитивные изменения в семье требуют достаточно много времени и больших усилий как со стороны специалистов, так и, в большей степени, со стороны клиента. В любом случае, в своей работе специалист стремится, прежде всего, активизировать ресурсы самой семьи. Очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Она напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) сами членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений, но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи и др.).

В результате совместной работы специалистов по социальной работе, специалистов КДН и школ в семьях все же меняется ситуация, детям в семье уделяется гораздо больше внимания, разрешаются их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль, слаженность работы специалистов Центра семьи и школы, позволяют закрепить эти результат.


В статье использован материал пособия Краевого центра семьи

 "Социальные технологии: работа с семьей,

 находящейся в социально опасном положении". - Красноярск, 2009. 

Буклет "Работа с семьей, находящейся в СОП"



Чтобы скачать доклад и буклет "Работа с семьей, находящейся в СОП", необходимо нажать [СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ С САЙТА] сверху под названием доклада.

Категория: ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ | Добавил: Anastasiya
Просмотров: 12216 | Загрузок: 806 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Татьяна   (03/Дек/2013 17:46) [Материал]
Спасибо, очень полезная методическая информация!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК ПО САЙТУ

КГБУ СО Центр семьи "Минусинский" т.2-04-47 E-mail: centrsemi@mail.ru
Бесплатный хостинг uCoz