В эпоху переходного периода все более ощутимым становится
разрушение института семьи, которая в ряде случаев не в состоянии проявлять
достаточную заботу о детях, выполнять ответственно родительские обязанности, а
нередко и сама создает условия, опасные для жизни ребенка. Сегодня в УСЗН
проблемы по обслуживанию семей с детьми решают отдел реализации семейной
политики и два отделения комплексного центра социального обслуживания
населения. Специалистами аппарата управления разрабатывается весь методический
материал (формы соглашений, специальных образовательных программ, положения,
памятки и буклеты), а специалисты центра напрямую работают с семьями и реализуют
все утвержденные программы. Ежеквартально работа специалистов центра
анализируется, принимаются меры по разрешению имеющихся проблем.
Федеральным законом «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 24.06.99 №120
введены в практическое поле профилактики правовые нормы индивидуальной
профилактической работы. В управлении социальной защиты населения администрации
Шушенского района индивидуально – профилактическая работа с неблагополучной
семьей начинается со сбора информации. Сведения предоставляют участковые
педиатры, социальные педагоги школ, специалисты опеки и попечительства,
сотрудники РОВД, а также жители района. Это позволяет объективно оценить
состояние проблем семьи, спланировать работу по оказанию адресной социальной
помощи. Учет выявленных семей осуществляется с помощью индивидуальной программы
реабилитации, внесения семьи по решению КПН и ЗП в единый межведомственный банк
данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении.
На сегодняшний день в банке данных о
несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении, зарегистрирована
81 семья, в которых воспитывается 136 детей.
В нашем муниципальном образовании за основу внесения в
банк данных взяты критерии, рекомендованные Инструктивным письмом КПН и ЗП при
Правительстве Красноярского края от февраля 2010 года «по организации учета
несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении». В
течение 2012 года проведен 31 рейд, в рамках рейдовых мероприятий обследовано
227 семей. По итогам рейдов в 2012 году
выявлено 63 семьи, находящихся в социально-опасном положении. Поставлено на
учет в банк данных 36 семей, снято с учета 19. Следует отметить, что причинами
снятия с учета явились такие обстоятельства, как лишение
родительских прав – 4 семьи, переезд на другое место жительство – 2
семьи, достижение несовершеннолетним возраста 18 лет- 3 семьи и 10 семей сняты с учета по исправлению и
улучшению ситуации.
Семьи, состоящие на учете в районном банке данных, как
правило, малообеспеченные, неполные, безработные, поэтому потенциальный риск
реализуется в неблагополучных для воспитания детей экономических и
психологических условиях, конфликтах и условиях жестокого внутрисемейного
обращения. В структуре неблагополучия преобладают алкогольные семьи. Пьянство
является в настоящее время главной причиной отсутствия заботы родителей о
детях.
После сбора сведений о семьях и проведения социальной
диагностики, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Необходимо
отметить, что при администрации района создан координационный совет по
реализации индивидуальных программ и мер по реабилитации и адаптации несовершеннолетних
и их семей, находящихся в социально опасном положении, в состав которого вошли
все субъекты системы профилактики. В программе обозначаются участники
воздействия и кураторы.
Практическая работа с семьей выстраивается в
соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их
возникновения и оказание помощи семье. Одна из традиционных форм взаимодействия
с семьей - патронаж, который на территории района осуществляется в рамках
межведомственного сотрудничества. Планомерное и системное посещение семей
позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно
выявляя её проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь. Данная форма
работы является действенной мерой ввиду быстроты реагирования, комплексного подхода,
а также использования в деятельности принципа межведомственности. При выявлении
социально - опасных ситуаций, угрожающих жизни детей, используется крайняя мера
воздействия - изъятие детей из семьи. Отсутствие на территории района приютов
покрывается за счет действующей сети учреждений в системе здравоохранения и
управления образования. Межведомственные рейды проводятся не только в семьи, но
и в места скопления молодежи, точки по продаже спиртных напитков. Несмотря на
существующий запрет на продажу алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы,
в целях получения прибыли снабжают подростков алкоголем. За 6 рейдов,
проведенных в этом году, выявлено 4 случая незаконной продажи спиртного детям.
Следующая форма работы с неблагополучными семьями
заслуживает всеобщего внимания - это освобождение от родительской платы в
детских дошкольных образовательных учреждениях семей, остро нуждающихся в
социальной поддержке, в том числе и находящихся в социально опасном положении.
Интеграция усилий управлений образования и социальной защиты населения
позволяет сегодня 212 детям из 192 семей посещать детские сады бесплатно.
Специалисты управления социальной защиты населения определяют нуждаемость и
принимают решение о предоставлении данного вида помощи, устанавливают
очередность и осуществляют контроль за посещением ДДОУ. Эффективность данной
технологии очевидна, т.к. строго предназначена конкретному ребенку, направлена
на обеспечение его полноценным воспитанием, питанием и, по большому счету,
сдерживает рост детской безнадзорности в районе.
Очевидно, что эффективность работы по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними напрямую связана с
организацией и использованием различных форм занятости детей и их родителей,
важнейшей из которых является организация отдыха и оздоровления. Особое
внимание уделяется детям и подросткам из семей неработающих и безработных
граждан, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном
положении. Система проведения оздоровления и занятости представлена
обеспечением путевками в загородные лагеря, в санатории, организацией групп
дневного пребывания на базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних
при УСЗН, оздоровлением на базе Центра реабилитации для детей и подростков с
ограниченными возможностями, организацией туристских походов и экскурсий,
трудоустройством подростков в каникулярное время. Необходимо отметить, что дети
школьного возраста, находящиеся в социально опасном положении, а таковых в
банке данных 37 человек, на 100% охвачены летними оздоровительными
мероприятиями.
В наше непростое время собрать ребенка в
школу для многих жителей района становится проблемой. А если в семье не один
школьник, а сразу несколько – подготовка к 1 сентября оказывается буквально не
по силам. Для того, чтобы помочь многодетным и малообеспеченным семьям собрать
своих детей в школу, ежегодно проводится акция «Помоги пойти учиться». В управлении социальной защиты на период
проведения акции открывается пункт сбора вещей обуви, книг и школьно-письменных
принадлежностей, проводится мониторинг, оказанной помощи детям школьного
возраста, находящимся в социально опасном положении, который показал, что все
семьи вышеуказанной категории получили денежную помощь,
в том числе 386 малообеспеченных семей, в которых 730 детей.
Сумма оказанной помощи составила 1 021,9 т.р. (953,8т.р. в 2011 году).
Кроме того, с социальными педагогами школ обсуждается вопрос о включении детей
в группы продленного дня, в различные творческие кружки и спортивные секции.
С целью выявления детей и подростков, не имеющих
возможности приступить к занятиям в школе по причине отсутствия одежды или
школьно-письменных принадлежностей и других причин, проведено 4 межведомственных рейда. Сегодня все дети из
неблагополучных семей посещают школы.
Опыт показывает, что сложно добиться высокой
эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в
социально опасном положении. Это зависит не только от наличия мотивации
здорового образа жизни, от системности и комплексности социальной помощи со
стороны специалистов, но от объективных причин: отсутствие рабочих мест на
территориях сельских поселений, асоциальное окружение семьи, отсутствие
инфраструктуры детских внешкольных учреждений.
Повышению эффективности работы с семьями, проживающими
на территориях сельских поселений, проведение
«Дня управления», в рамках которого организован прием и консультирование
граждан по всем вопросам семейной политики, а также осуществляется патронаж
семей, воспитывающих детей – инвалидов, неблагополучных семей и семей группы
социального «риска».
Данная технология позволяет поддерживать системную
связь с сельскими территориями и решать проблемы семей на месте.
Системе ранней профилактики и сопровождению
способствует служба участковых
специалистов. И хотя её деятельность включает в себя множество различных
направлений, но приоритетна работа с семьей и детьми. Участковый специалист
организует сопровождение проблемных семей, принимает активное участие в
межведомственных рейдах, советах профилактики в школах и в работе КПН.
Благодаря своевременному вмешательству в 25 семьях предотвращена ситуация
неблагополучия на ранних стадиях. Нельзя не остановиться на решении вопроса по
повышению профессиональной компетентности участковых специалистов. Ежегодно в
управлении формируется и реализуется специальная образовательная программа,
которой предусмотрено изучение различных
психолого-педагогических механизмов, форм и методов работы. Это кропотливая
внутриведомственная работа по повышению профессионального уровня специалистов
представляет собой полезный подход к расширению и использованию знаний в
практической социальной работе в дальнейшем.
Несмотря на имеющийся определенный опыт комплексной
работы, положение детей, находящихся в социально опасном положении, остается
острой социальной проблемой. На современном этапе мы изучаем методики и
практики ювенальных технологий, организована работа телефона доверия. Очевидно,
что главная задача всех служб, занятых работой с семьей на современном этапе, заключается
в раннем выявлении семейного неблагополучия и оказании семьям своевременной
помощи. Это позволит асоциальной семье, в которой еще сохранился внутренний
ресурс, выйти из «группы риска».