Урсегова Е.Н., социальный педагог МОБУ «СОШ № 47» г.Минусинск
ОПЫТ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Статистика
свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей,
попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и
многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень
жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками,
употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в
социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не
удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице,
тем самым пополняют асоциальные группы.
Исходя из этого, в современном мире все больше
возрастает понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и
развитие общества в целом. Вместе с тем в условиях нарастающего материального и
социального расслоения общества происходят изменения семьи. Кризис современного
общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию
социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные
последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью – основной и наиболее уязвимый социальный
институт. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация
процесса социализации и развития личности детей приводит к росту
социально-средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не
только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом.
Изменение социально-экономической ситуации в
Российской Федерации привело к обострению уже имевшихся проблем, касающихся
различных социальных институтов, в том числе института семьи. Проблемы
современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Их значимость
определяется тем, что, во-первых, семья – один из основных социальных
институтов общества, во-вторых, тем, что этот институт в настоящее время
переживает глубокий кризис. Семья действительно находится в кризисе. И причиной
его, если рассматривать проблему в широком плане, являются общие глобальные
изменения, рост мобильности населения, урбанизация и другое, которые ведут к
расшатыванию семейных устоев. Эти и ряд других факторов обусловили падение
значимости семьи как социального института, изменение ее места в ценностных
ориентациях.
В своем выступлении на Всероссийском совещании 5 июня 2007 года «О работе органов
государственной власти в сфере социального развития», Д.А.Медведев подчеркнул
необходимость создать инфраструктуру профилактической работы, комплексную
систему реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, для того,
чтобы своевременно выявлять неблагополучные семьи, корректировать их проблемы
как можно на более ранней стадии.
Именно поэтому на общероссийском уровне государство пытается предотвратить
социальное неблагополучие семьи включается в работу с семьей на более ранних
стадиях развития кризиса. Воздействие на семью – это одна из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми
членами семьи. Особое внимание следует уделить семьям «потенциальной группы
риска», в которых открыто не наблюдается нарушение функций, когда семья
находится на докризисном этапе развития. Для того чтобы помочь таким семьям, в
социальной работе существует следующее направление – индивидуальная
профилактическая работав с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Эффективность индивидуальной профилактической работы напрямую зависит от
организации выявления семей, находящихся в социально опасном положении и
оказания помощи на ранних стадиях семейного кризиса, когда реабилитационный
потенциал семьи сохранен и остается возможность восстановления нормальных
условий для развития ребенка. Анализ накопленного отечественного и зарубежного
опыта социальной поддержки семьи, современных теоретических разработок и
исследований проблемы семейной дисфункции дает основание сделать вывод о том,
что в государственной семейной политике
индивидуальное профилактическое направление должно быть одним из основных.
Организация комплексной поддержки семей и детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, и профилактическая работа с семьями группы социального
риска, являются главными направлениями деятельности всей системы социальной
защиты.
Закон Российской Федерации «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от
24.06.99 № 120 устанавливает основы правового
регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Введение этого закона упорядочивает нормативную
правовую базу по данной теме, включающую десятки документов федерального
уровня, и создает предпосылки для более осмысленной работы разных субъектов
профилактики. Так же в законе уточнены ключевые понятия, среди них:
безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние, семья и несовершеннолетний,
находящиеся в социально опасном положении, индивидуальная профилактическая
работа, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно исследованиям Мартыновой М.С.
выделяют основные критерии при определении семей, находящихся в социально
опасном положении являются:
- проживание несовершеннолетнего в обстановке,
не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, отсутствие у родителей
(иных законных представителей) постоянного заработка, жилья;
- неисполнение родителями (иными законными
представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у
детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение
санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего);
- отсутствие личного примера в воспитании детей
со стороны родителей (иных законных представителей) (злоупотребление спиртными
напитками, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
- вовлечение детей в совершение антиобщественных
действий (правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество,
попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с детьми со стороны
родителей (иных законных представителей) (нанесение вреда физическому,
психическому здоровью детей);
- отсутствие контроля за воспитанием и обучением
детей, неисполнение родителями (иными законными представителями) обязанностей
по обучению детей;
- совершение
правонарушения или преступления несовершеннолетними;
- семьи, где родители ограничены в родительских
правах.
Исходя из этого, организуя работу с семьей,
находящуюся в социально опасном положении,
необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном
положении». Большинство исследователей
выделяют три аспекта понимания данного термина: медицинский,
социально-административный,
психолого-педагогический.
Рассмотрим более подробно суть данных аспектов. Рассмотрим определения понятий
«несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья,
находящаяся в социально опасном положении».
Несовершеннолетний,
находящийся в социально опасном положении –
лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья
либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественные действия. Семья, находящаяся в социально
опасном положении – это семья, имеющая
детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители
или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей
по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на
поведение либо жестоко обращаются с ними.
Анализ литературы показывает, что
главными причинами, вследствие которых
семья попала в категорию социально опасного положения, можно выделить три
основных фактора: наследственно-демографический фактор; жилищно-бытовые условия
жизни семьи; нарушение межличностных связей, родительско-детских отношений. Выявление таких семей, создание базы данных о
детях, находящихся в социально опасном положении, организация работы с ними с
привлечением всех заинтересованных ведомств – важное звено профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В предупреждении возникновения социально
опасного положения занимает система профилактики безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и социального сиротства несовершеннолетних, содействие семьи,
школы и других воспитательных организаций.
В результате анализа литературы можно
выделить направления работы с семьей, находящейся в социально опасном
положении:
1. Разработка
программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. На
основе сбора всей информации от субъектов профилактики, родственников и
соседей, специалистами составляется индивидуальная программа реабилитации
(характеристика на ребенка и родителей, а также план мероприятий по выводу
несовершеннолетних из трудной жизненной ситуации и перечня социальных услуг,
предоставленных семьей), а также составление учетной карты на семью;
2. Использование
инновационных форм и методов в осуществлении индивидуальной профилактикой
работы. Для эффективного осуществления индивидуальной профилактической работы
специалисты заимствуют передовой опыт других регионов;
3. Создание
единого банка данных семей, находящихся в социально опасном положении. В каждом
регионе и муниципалитете существует база данных, которая позволяет вести учет семей,
находящихся в социально опасном положении;
4. Разработка
модели профилактики семей, находящихся в социально опасном положении. Социальный
педагог (куратор) или специалист по социальной работе контролирует выполнение индивидуальной
программы реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении;
5. Осуществление
контроля за семьями, находящимися в социально опасном положении. Данное
направление связано с ранним выявлением данной категории и постановка их на
учет, оказания комплекса услуг, тем самым выведение их из социально опасного
положения. Таким образом, безусловно, самое главное в
работе с семьей – решение коренных
социально-экономических задач, повышения уровня жизни и духовной культуры
людей, снижение напряженности в обществе, обеспечения социальной, в том числе
правовой защищенности семьи, создания благоприятной обстановки в ней. Необходима
государственная политика, где реальным приоритетом должна быть здоровая семья с
детьми как основа общества. В первую очередь это связано с осознанием ценности
института семьи как государственной опоры, основы духовности и нравственности.
Необходимо задействовать социальные стереотипы, приемлемые для общества и
формирующие общественное мнение по отношению к семье. Значительная роль здесь
принадлежит средствам массовой информации, образованию, культуре, социальным
службам и здравоохранению, молодежным и общественным организациям. Кризисная семья или семья, находящаяся в
социально опасном положении, – это семья, требующая срочной социальной помощи
со стороны государства вследствие возникновения непредвиденных обстоятельств. Основным инструментом улучшения положения
детей и семей, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с
законом, является индивидуальная
профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также
по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения
ими правонарушения и антиобщественных действий. Индивидуальная профилактика представляет
собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение
которых имеет черты отклонений или проблемности.
Меры, принятые
за последние годы органами системы профилактики всех уровней, позволили
стабилизировать ситуацию с семейным неблагополучием, но преодоление негативных
процессов, возникших в современных условиях и происходящие сейчас в семьях,
возможно только при условии повышения статуса семьи. Необходимо отметить, что
социальный патронаж семей, находящихся в
социально опасном положении и своевременно проводимая индивидуальная профилактическая
работа с семьями приносит свои положительные результаты и наибольшее количество
снятых с учета семей сняты именно в связи с улучшением ситуации в них. Таким
образом, показателем эффективности работы с такими семьями можно считать то, что на
начало 2012-2013 учебного года в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №47» состояло
на учете 10 семей (из которых куратором 2 являлся специалист Центр семьи),
находящихся в социально опасном положении, а на начало 2013-2014 учебного года
- 8. Анализ
данных позволяет сделать вывод, что за последние 2–3 года количество семей,
находящихся в социально опасном положении находится приблизительно на одном
уровне, хотя отмечена тенденция к снижению их количества.
Как
показал опыт работы, ни одна из служб, отдельно взятая, не в
состоянии самостоятельно вывести семью из социально опасного
положения, это возможно только путем объединения совместных усилий,
в рамках межведомственного взаимодействия и оказания комплексной помощи семьям.
Межведомственное взаимодействие в настоящее время – одна из важных форм работы
субъектов профилактики, позволяющая совместными усилиями решать общие задачи
защиты прав детей, профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также профилактики социально опасного положения семей.
Одна из основных целей специалистов, занятых в профилактике, состоит в том,
чтобы, руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам
взаимодействия создать работающую социальную систему путем согласования
взаимных обязанностей и приоритетов.
Рассмотрим подробнее деятельность социального
педагога, осуществляет в пределах своей компетенции работу с семьей СОП:
-
проводится
первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи, осуществляется сбор
информации о семье, выявляются потребности.
-
готовится
акт обследования с заключением о наличии социально опасного положения
несовершеннолетних, семьи, учетная карта, копии документов членов семьи
-
с семьей,
согласно индивидуальной программы реабилитации, проводится
социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-бытовая,
социально-правовая, социально-медицинская, социально-экономическая,
социо-культурная реабилитация.
-
по окончании
реабилитационного периода куратором совместно с членами рабочей группы
проводится анализ работы с семьей, где прописывается результат и
предложения куратора о том, вывести семью, либо оставить в банке СОП.
-
осуществляются
патронажные посещения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении (проводят профилактические, просветительские беседы с родителями, не исполняющих свои
обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей);
Для оказания действенной помощи семьям,
находящихся в социально опасном положении специалисты находятся в постоянном
поиске новых, более эффективных форм и методов воздействия, разрабатывают
индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку, используя для этого как
стандартные (профилактические беседы), так и нестандартные формы работы
(проведение городских целевых акций и операций). В
своей работе использую следующие методы социально-педагогической помощи семье:
социальный патронаж, консультационные беседы, социально-педагогический
мониторинг семьи.
Рассмотрим
конкретную работу социального педагога с семьёй Р. Данная
семья состоит из четырех человек. Двое несовершеннолетних детей. Родители начали
злоупотреблять алкоголем и не осуществляли должного контроля за детьми,
воспитанием занималась в основном бабушка. Дети часто ночевали у нее, она одевала
и кормила детей. Папа участия в воспитании детей не принимал
(проживает отдельно).
Беседуя
с девочкой, мы узнали, что в школу она ходит без интереса, имеет низкую
самооценку. Отказывалась идти в школу, придумывала, что у нее болит живот
(девочка полная). Присутствует тревожность, так как люди с низкой самооценкой
остро переживают стрессовые ситуации. Поэтому решили, что работу с ребёнком
необходимо направить на формирование адекватной самооценки.
При выполнении практической работы по
оказанию помощи семье были задействованы следующие структуры: администрация и
педагогический коллектив МОБУ «СОШ №47», социальная служба, субъекты
профилактики г.Минусинск.
В результате проведённой нами
социально-педагогической деятельности мы добились следующих результатов:
– мать стала проявлять больший
интерес к обучению ребёнка, начала посещать родительские собрания и внеклассные
мероприятия; устроилась на работу, закодировалась.
– гражданка Р. оформила документы на выплату алиментов отцом;
– что касается ребёнка, то у неё повысился уровень самооценки, она стала
чувствовать себя свободней и уверенней в коллективе одноклассников, больше
времени стала проводить с друзьями, обучается успешно.
Хочется отдельно отметить то, что в
процессе работы, гражданка Р. охотно шла на контакт и успешно выполняла все
наши рекомендации. В результате проделанной работы, в ближайшее время планируется
снять с банка СОП по улучшению (год состоит на учете ОДН).
К сожалению, папа так не проявил свой
интерес к судьбе детей.
На основании вышеперечисленного мы
видим, что в работе с семьёй Р. по изменению её социального статуса чётко
прослеживается положительная динамика, в полной мере осуществляется защита прав
и интересов детей, поэтому считаем выполнение данной работы удовлетворительным.
В случае снятия с учета
семью/несовершеннолетнего (юю), состоящей в городском банке СОП, она остаётся в
группе риска, поэтому работа с ней должна быть продолжена на протяжении всего
срока обучения детей в нашей школе. Исходя из вышеизложенного необходимо:
– совместно с психологом школы и педагогическим коллективом продолжать
оказывать консультационную помощь семье;
– продолжать проводить рейды по обследованию жилищно-бытовых условий;
– вести пропаганду здорового образа жизни;
– обеспечивать постоянное правовое, психологическое, педагогическое
просвещение родителей;
– проводить учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги,
индивидуальные беседы;
– продолжать контакт с органами местной администрации, муниципальными
службами по социальной защите семьи и детства, с правоохранительными органами;
– продолжить организацию и контроль бесплатного питания несовершеннолетних;
– организовывать досуговую деятельность детей на каникулах.
Отметим, что работа с семьей, находящейся в
социально опасном положении строится на одном важном принципе – найти контакт
не только с детьми, но и с родителями. Можно было бы просто забрать ребенка из
опасной семьи. Но цель работы в другом – сохранить семью. Поэтому специалисты
помогают этим семьям наладить и обустроить быт, улучшить взаимоотношения в
семье, побудить родителей к самообеспечению, проводят с ними
социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые
просвещения и другие.
Таким образом, вся профессиональная
деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по
воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и
по месту жительства обучающихся. При работе социального педагога с семьями,
находящимися в социально опасном положении должна соблюдаться система работы и
внедряться специализированные программы.
Голикова
Т. Фонд поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации. [Электронный ресурс].
www.minzdravsoc.ru
Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24.06.1999 № 120 – ФЗ
(с изменениями от 13 октября 2009 № 309-ФЗ).
|