КГБУ СО Центр семьи "Минусинский"

МЕНЮ САЙТА
ВХОД НА САЙТ
Главная » Файлы » ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

"ОПЫТ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ"
[ СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ С САЙТА (78.5 Kb) ] 28/Ноя/2013, 10:08

Урсегова Е.Н.,
социальный педагог МОБУ «СОШ № 47»
г.Минусинск


ОПЫТ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ, 
НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

 Исходя из этого, в современном мире все больше возрастает понимание семьи  как  определяющей не только развитие ребенка, но и развитие общества в целом. Вместе с тем в условиях нарастающего материального и социального расслоения общества происходят изменения семьи. Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью –  основной и наиболее уязвимый социальный институт. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом.

  Изменение социально-экономической ситуации в Российской Федерации привело к обострению уже имевшихся проблем, касающихся различных социальных институтов, в том числе института семьи. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Их значимость определяется тем, что, во-первых, семья – один из основных социальных институтов общества, во-вторых, тем, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Семья действительно находится в кризисе. И причиной его, если рассматривать проблему в широком плане, являются общие глобальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и другое, которые ведут к расшатыванию семейных устоев. Эти и ряд других факторов обусловили падение значимости семьи как социального института, изменение ее места в ценностных ориентациях.

   В своем выступлении на Всероссийском совещании  5 июня 2007 года «О работе органов государственной власти в сфере социального развития», Д.А.Медведев подчеркнул необходимость создать инфраструктуру профилактической работы, комплексную систему реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, для того, чтобы своевременно выявлять неблагополучные семьи, корректировать их проблемы как можно на более ранней стадии[1]. Именно поэтому на общероссийском уровне государство пытается предотвратить социальное неблагополучие семьи включается в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса. Воздействие на семью –  это одна из форм связей  отношений, включающих взаимодействие со всеми членами семьи. Особое внимание следует уделить семьям «потенциальной группы риска», в которых открыто не наблюдается нарушение функций, когда семья находится на докризисном этапе развития. Для того чтобы помочь таким семьям, в социальной работе существует следующее направление – индивидуальная профилактическая работав с семьей, находящейся в социально опасном положении. Эффективность индивидуальной профилактической работы напрямую зависит от организации выявления семей, находящихся в социально опасном положении и оказания помощи на ранних стадиях семейного кризиса, когда реабилитационный потенциал семьи сохранен и остается возможность восстановления нормальных условий для развития ребенка. Анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта социальной поддержки семьи, современных теоретических разработок и исследований проблемы семейной дисфункции дает основание сделать вывод о том, что  в государственной семейной политике индивидуальное профилакти­ческое направление должно быть одним из основных. Организация комплексной поддержки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и профилактическая работа с семьями группы социального риска, являются главными направлениями деятельности всей системы социальной защиты.

  Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24.06.99 № 120  устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Введение  этого закона упорядочивает нормативную правовую базу по данной теме, включающую десятки документов федерального уровня, и создает предпосылки для более осмысленной работы разных субъектов профилактики. Так же в законе уточнены ключевые понятия, среди них: безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние, семья и несовершеннолетний, находящиеся в социально опасном положении, индивидуальная профилактическая работа, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[2].

  Согласно исследованиям Мартыновой М.С. выделяют основные критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении являются:

-  проживание несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, отсутствие  у родителей  (иных законных представителей) постоянного заработка, жилья;

- неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего);

- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (иных законных представителей) (злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);

-  вовлечение детей в совершение антиобщественных действий (правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество, проституция и т.д.);

-  жестокое обращение с детьми со стороны родителей (иных законных представителей) (нанесение вреда физическому, психическому здоровью детей);

- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, неисполнение родителями (иными законными представителями) обязанностей по обучению детей;

-  совершение  правонарушения или преступления несовершеннолетними;

- семьи, где родители ограничены в родительских правах[3].

  Исходя из этого, организуя работу с семьей, находящуюся  в социально опасном положении, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном положении».   Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина: медицинский, социально-административный,  психолого-педагогический.  Рассмотрим более подробно суть данных аспектов[4].

Рассмотрим определения понятий «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении –  лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия[5].

Семья, находящаяся в социально опасном положении –   это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на поведение либо жестоко обращаются с ними[6].

Анализ литературы показывает, что главными  причинами, вследствие которых семья попала в категорию социально опасного положения, можно выделить три основных фактора: наследственно-демографический фактор; жилищно-бытовые условия жизни семьи; нарушение межличностных связей, родительско-детских отношений[7].  Выявление таких семей, создание базы данных о детях, находящихся в социально опасном положении, организация работы с ними с привлечением всех заинтересованных ведомств – важное звено профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  В предупреждении возникновения социально опасного положения занимает система профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и социального сиротства несовершеннолетних, содействие семьи, школы и других воспитательных организаций.

  В результате анализа литературы можно выделить направления работы с семьей, находящейся в социально опасном положении:

1.  Разработка программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. На основе сбора всей информации от субъектов профилактики, родственников и соседей, специалистами составляется индивидуальная программа реабилитации (характеристика на ребенка и родителей, а также план мероприятий по выводу несовершеннолетних из трудной жизненной ситуации и перечня социальных услуг, предоставленных семьей), а также составление учетной карты на семью;

2.  Использование инновационных форм и методов в осуществлении индивидуальной профилактикой работы. Для эффективного осуществления индивидуальной профилактической работы специалисты заимствуют передовой опыт других регионов;

3. Создание единого банка данных семей, находящихся в социально опасном положении. В каждом регионе и муниципалитете существует база данных,  которая позволяет вести учет семей, находящихся в социально опасном положении;

4. Разработка модели профилактики семей, находящихся в социально опасном положении. Социальный педагог (куратор) или специалист по социальной работе  контролирует выполнение индивидуальной программы реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении;

5. Осуществление контроля за семьями, находящимися в социально опасном положении. Данное направление связано с ранним выявлением данной категории и постановка их на учет, оказания комплекса услуг, тем самым выведение их из социально опасного положения. 

Таким образом, безусловно, самое главное в работе с семьей –  решение коренных социально-экономических задач, повышения уровня жизни и духовной культуры людей, снижение напряженности в обществе, обеспечения социальной, в том числе правовой защищенности семьи, создания благоприятной обстановки в ней. Необходима государственная политика, где реальным приоритетом должна быть здоровая семья с детьми как основа общества. В первую очередь это связано с осознанием ценности института семьи как государственной опоры, основы духовности и нравственности. Необходимо задействовать социальные стереотипы, приемлемые для общества и формирующие общественное мнение по отношению к семье. Значительная роль здесь принадлежит средствам массовой информации, образованию, культуре, социальным службам и здравоохранению, молодежным и общественным организациям.   Кризисная семья или семья, находящаяся в социально опасном положении, – это семья, требующая срочной социальной помощи со стороны государства вследствие возникновения непредвиденных обстоятельств. Основным инструментом улучшения положения детей и семей, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с законом, является индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушения и антиобщественных действий[8]. Индивидуальная профилактика представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.

Меры, принятые за последние годы органами системы профилактики всех уровней, позволили стабилизировать ситуацию с семейным неблагополучием, но преодоление негативных процессов, возникших в современных условиях и происходящие сейчас в семьях, возможно только при условии повышения статуса семьи. Необходимо отметить, что социальный патронаж  семей, находящихся в социально опасном положении и своевременно проводимая индивидуальная профилактическая работа с семьями приносит свои положительные результаты и наибольшее количество снятых с учета семей сняты именно в связи с улучшением ситуации в них.

Таким образом, показателем эффективности работы с такими семьями можно считать то, что на начало 2012-2013 учебного года в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №47» состояло на учете 10 семей (из которых куратором 2 являлся специалист Центр семьи), находящихся в социально опасном положении, а на начало 2013-2014 учебного года - 8. Анализ данных позволяет сделать вывод, что за последние 2–3 года количество семей, находящихся в социально опасном положении находится приблизительно на одном уровне, хотя отмечена тенденция к снижению их количества.

Как  показал опыт работы,  ни одна из служб, отдельно взятая, не  в состоянии самостоятельно  вывести семью из социально опасного положения,  это возможно  только путем объединения совместных усилий, в рамках межведомственного взаимодействия и оказания комплексной помощи семьям. Межведомственное взаимодействие в настоящее время – одна из важных форм работы субъектов профилактики, позволяющая совместными усилиями решать общие задачи защиты прав детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактики социально опасного положения семей. Одна из основных целей специалистов, занятых в про­филактике, состоит в том, чтобы, руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия со­здать работающую социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов.

  Рассмотрим подробнее деятельность социального педагога, осуществляет в пределах своей компетенции работу с семьей СОП:

-         проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи, осуществляется сбор информации о семье, выявляются потребности.

-         готовится акт обследования с заключением о наличии социально опасного положения несовершеннолетних, семьи, учетная карта, копии документов членов семьи

-         с семьей, согласно индивидуальной программы реабилитации, проводится социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-бытовая, социально-правовая, социально-медицинская, социально-экономическая, социо-культурная реабилитация.

-         по окончании реабилитационного периода куратором совместно с членами рабочей группы проводится анализ работы с семьей, где прописывается  результат и предложения куратора о том, вывести семью, либо оставить в банке СОП.

-         осуществляются патронажные посещения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (проводят профилактические, просветительские  беседы с родителями, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей);

  Для оказания действенной помощи семьям, находящихся в социально опасном положении специалисты находятся в постоянном поиске новых, более эффективных форм и методов воздействия, разрабатывают индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку, используя для этого как стандартные (профилактические беседы), так и нестандартные формы работы (проведение городских целевых акций и операций).

В своей работе использую следующие методы социально-педагогической помощи семье: социальный патронаж, консультационные беседы, социально-педагогический мониторинг семьи.

           Рассмотрим конкретную работу социального педагога с семьёй Р.

Данная семья состоит из четырех человек. Двое несовершеннолетних детей. Родители начали злоупотреблять алкоголем и не осуществляли должного контроля за детьми, воспитанием занималась в основном бабушка. Дети часто ночевали у нее, она одевала и  кормила детей.  Папа участия в воспитании детей не принимал (проживает отдельно).

Беседуя с девочкой, мы узнали, что в школу она ходит без интереса, имеет низкую самооценку. Отказывалась идти в школу, придумывала, что у нее болит живот (девочка полная). Присутствует тревожность, так как люди с низкой самооценкой остро переживают стрессовые ситуации. Поэтому решили, что работу с ребёнком необходимо направить на формирование адекватной самооценки.

При выполнении практической работы по оказанию помощи семье были задействованы следующие структуры: администрация и педагогический коллектив МОБУ «СОШ №47», социальная служба, субъекты профилактики г.Минусинск.

 В результате проведённой нами социально-педагогической деятельности мы добились следующих результатов:

– мать  стала проявлять больший интерес к обучению ребёнка, начала посещать родительские собрания и внеклассные мероприятия; устроилась на работу, закодировалась.

– гражданка Р. оформила документы на выплату алиментов отцом;

– что касается ребёнка, то у неё повысился уровень самооценки, она стала чувствовать себя свободней и уверенней в коллективе одноклассников, больше времени стала проводить с друзьями, обучается успешно.

Хочется отдельно отметить то, что в процессе работы, гражданка Р. охотно шла на контакт и успешно выполняла все наши рекомендации. В результате проделанной работы, в ближайшее время планируется снять с банка СОП по улучшению (год состоит на учете ОДН).

К сожалению, папа так не проявил свой интерес к судьбе детей.

На основании вышеперечисленного мы видим, что в работе с семьёй Р. по изменению её социального статуса чётко прослеживается положительная динамика, в полной мере осуществляется защита прав и интересов детей, поэтому считаем выполнение данной работы удовлетворительным.

В случае снятия с учета семью/несовершеннолетнего (юю), состоящей в городском банке СОП, она остаётся в группе риска, поэтому работа с ней должна быть продолжена на протяжении всего срока обучения детей в нашей школе. Исходя из вышеизложенного необходимо:

– совместно с психологом школы и педагогическим коллективом продолжать оказывать консультационную помощь семье;

– продолжать проводить рейды по обследованию жилищно-бытовых условий;

– вести пропаганду здорового образа жизни;

– обеспечивать постоянное правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей;

– проводить учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги, индивидуальные беседы;

– продолжать контакт с органами местной администрации, муниципальными службами по социальной защите семьи и детства, с правоохранительными органами;

– продолжить организацию и контроль бесплатного питания несовершеннолетних;

– организовывать досуговую деятельность детей на каникулах.

Отметим, что работа с семьей, находящейся в социально опасном положении строится на одном важном принципе – найти контакт не только с детьми, но и с родителями. Можно было бы просто забрать ребенка из опасной семьи. Но цель работы в другом – сохранить семью. Поэтому специалисты помогают этим семьям наладить и обустроить быт, улучшить взаимоотношения в семье, побудить родителей к самообеспечению, проводят с ними социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые просвещения и другие.

 Таким образом, вся профессиональная деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. При работе социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении должна соблюдаться система работы и внедряться специализированные программы.


[1]  Голикова Т. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. [Электронный ресурс]. www.minzdravsoc.ru

[2] Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120 – ФЗ (с изменениями от 13 октября 2009 № 309-ФЗ).

[3] Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска: Учебное методическое пособие /  Под редакцией С.С. Гиль. – М.: Издательство РГСУ, 2004. – С. 56.

[4] Мартынова М.С. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними: социально-педагогическая технология //  Высшее образование сегодня. – 2007. – №5. – С. 17.

 [5] Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120 – ФЗ (с изменениями от 13 октября 2009 № 309-ФЗ).

[6] Там же. –  Ст.1.

[7] Колесниченко Ю., Ступинина Н.  Работа с семьями, находящимися в социально- опасном положении и семьями «группы риска»  // Социальное обеспечение. –  2008. – №24. – С. 12.

[8] Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24.06.1999 № 120 – ФЗ (с изменениями от 13 октября 2009 № 309-ФЗ).

 

Категория: ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ | Добавил: Anastasiya
Просмотров: 17858 | Загрузок: 1511
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК ПО САЙТУ

КГБУ СО Центр семьи "Минусинский" т.2-04-47 E-mail: centrsemi@mail.ru
Бесплатный хостинг uCoz