Воронкова Галина Александровна, главный специалист отдела семейной политики УСЗН администрации Шушенского района
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ» «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания». К. Д. Ушинский
Изменения, происходящие сегодня с детьми, предъявляют к родителям требования, к которым они не готовы. Дети склонны считать, что они должны иметь права, а родители должны нести ответственность. Наказания уже не столь эффективны, как раньше. Дети делают вывод: «Если ты имеешь право наказывать меня, значит, я имею право наказывать тебя». Как помочь родителям в создании благоприятных условий для жизни и воспитания ребёнка? Не все родители знают, как правильно воспитывать своих они детей, полагаются на свой индивидуальный опыт, допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Прямая функция семьи, как социального института - обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, знакомство культурой своей страны, ее нравственными нормами и традициями. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью работы учреждений, занимающихся вопросами семьи, материнства и детства, стала пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей. Вооружить их определенным минимумом знаний, оказать помощь в формировании воспитательных навыков и умений поможет специальная программа «Школа для родителей». Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает содержание и методы организации педагогического просвещения. Содержание программы «Школа для родителей» имеет следующие аспекты: знания по психологии, медицине, праву, педагогические приемы общения, методики воспитания, понимание родителей своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Своевременная помощь поможет семьям в решении кризисных ситуаций и сохранении семьи. Лучший рецепт воспитания родителей – их просвещение, ибо ошибки – от незнания.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы – «Школа для родителей» Этапы реализации программы: 1. Аналитический: анализ банка данных о несовершеннолетних и их родителях, находящихся в социально-опасном положении, для определения целевой группы, анализ особенностей семейных взаимоотношений целевой группы. 2. Основной: поэтапная реализация мероприятий, целей и задач программы 3. Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг, анализ эффективности программы. Цели программы: - обогащение родителей современными психолого-педагогическими знаниями о воспитании и развитии ребенка;
- выработка навыков и умений по организации семейного воспитательного процесса;
- оказание психологической помощи родителям в грамотной оценке проблемных, критических ситуаций во взаимоотношениях с детьми с учётом их возраста;
- проведение анализа типичных ошибок в семейном воспитании, в том числе своего собственного поведения;
- формирование у родителей понимания важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга, как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.
Задачи программы: - повышение ответственности и обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
- повышение уровня психологического комфорта в семьях и усиление мотивации родителей к семейному воспитанию здорового ребенка;
- распространение положительного опыта воспитания;
- повышение эффективности и качества семейного воспитания, информированности в социально-правовых, медицинских и других вопросах жизнедеятельности;
- предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей.
Концептуальные задачи программы - раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи на развитие ребенка;
- формирование позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства;
- укрепление и восстановление семейных связей;
- содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений;
- формирование осознанной родительской позиции.
Разработчик и руководитель программы: Главный специалист, отдела семейной политики УСЗН администрации Шушенского района Воронкова Г.А. Целевая группа: родители 15 -20 человек. Кадровые ресурсы – специалисты УСЗН администрации Шушенского района, сотрудники РМБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», сотрудники МУЗ «Шушенская ЦРБ» и МО МВД России «Шушенский». Ожидаемый результат: - повышение заинтересованности и ответственности родителей в воспитании детей;
- повышение уровня психологической комфортности в семьях, что является важнейшим условием первичной профилактики асоциального поведения детей;
- усиление мотивации родителей к семейному воспитанию здорового ребенка;
- сокращение количества семей с детьми, находящимися в социально — опасном положении;
Программа занятий Школы представляет собой цикл из 8 занятий с родителями, относящимися к группе «особого внимания», а также находящимися в социально опасном положении. Занятия проводятся один раз в месяц на базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних РМБУ «КЦСОН». Формы проведения занятий: - психологические тренинги;
- решение педагогических ситуаций;
- анкетирование;
- консультации специалистов;
- беседы и рекомендации;
- тематический лекторий;
- ролевые игры;
- социально-психологические тренинги.
Дополнительной формой информационного просвещения родителей послужит оформление тематических стендов. Основные мероприятия программы № п/п | Наименование мероприятия | Исполнители | Сроки исполнения | 1. | Проведение анализа о семьях, находящихся в группе риска и в социально-опасном положении для определения целевой группы «Школы для родителей». | РМБУ «КЦСОН» зав. отделением психолого-педагогической помощи | январь 2013г | 2. | Организация на базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних постоянно действующего пункта психологической и консультационной помощи длянесовершеннолетних и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | РМБУ «КЦСОН» зав. отделением дневного пребывания несовершеннолетних | в течение всего периода реализации программы | 3. | Подготовка и распространение листовок и буклетов с разъяснением основных правовых вопросов и решением проблем, направленных на предупреждение алкоголизма, наркомании, детской безнадзорности, подростковой преступности. | УСЗН гл. специалист отдела семейной политики; РМБУ «КЦСОН» зав. отделением дневного пребывания несовершеннолетних | в течение всего периода реализации программы | 4. | Организация и проведение патронажа семей, находящихся в социально - опасном положении. | Специалисты РМБУ «КЦСОН». | в течение всего периода реализации программы |
Содержание занятий «Школы для родителей», на базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних... Чтобы скачать полный текст материала, необходимо нажать [СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ С САЙТА] сверху под названием доклада.
|