КГБУ СО Центр семьи "Минусинский"

МЕНЮ САЙТА
ВХОД НА САЙТ
Главная » Файлы » ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ "ЧТО ТАКОЕ СОП?"
[ СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ С САЙТА (300.1 Kb) ] 28/Ноя/2013, 10:10

Организационно-методическое отделение
КГБУ СО Центр семьи "Минусинский"

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

ЧТО ТАКОЕ СОП?

В КАКИХ СЛУЧАЯХ СЕМЬЯ СТАВИТСЯ НА УЧЕТ В ГОРОДСКОЙ БАНК  ДАННЫХ О СЕМЬЯХ, 

НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ?

 СОП – социально опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято рассматривать  и понимать как:

1) медицинский – семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2) социально-административный – семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей.

3) психолого-педагогический – семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

В каких случаях семья ставится на учет в городской банк данных СОП?

1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий)

2.  Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, отдельной комнаты, места для отдыха и игр)

3. Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)

4.  Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция)

5. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку)

6. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, со школой, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка)

7.   Семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия.

Правовым основанием для организации учета несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ-120), Закон Красноярского края от 31.10.2002 № 4-608 «О системе      профилактики     безнадзорности  и       правонарушений несовершеннолетних».

В статье 1 ФЗ-120 определены понятия:

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении -
лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушение или антиобщественные действия.

В статье 5 ФЗ-120 перечислены категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Завершение индивидуальной программы работы с состоящим в банке СОП ребенком осуществляется на основании улучшения жизненной ситуации ребенка.

Параметрами   снятия   с   учета   семей   и   несовершеннолетних   из городского банка СОП являются 5 показателей:

-  защищенность права на жизнь, безопасность;

-  защищенность права на образование;

-  защищенность прав на медицинское обслуживание;

-  защищенность права на достойную жизнь, общение и развитие;

-  отсутствие рецидива неблагополучия.

 Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени неблагополучия: раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение.

Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения) – это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.


 Показатели неблагополучия семьи, по которым семья ставится на учет в городской банк данных СОП.

1. Социально-экономические: длительная безработица одного (обоих) родителей, нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства; длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток; расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению; отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей, необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями; задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам; частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные: антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка;  противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические: родители имеют статус лиц без определенного места жительства; устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка); выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей; родители или один из них посещает деструктивную секту; родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические: полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку; устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций; непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия; насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами; повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминально-аморальные: постановка родителей на учет в органах внутренних дел; нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов; аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми); проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи; наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира; попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи; оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома; вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

 

Своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, должны осуществлять:

  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы государственного управления образованием;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы по труду и социальной защите;
  • органы государственного управления здравоохранением;
  • органы государственной службы занятости;
  • органы внутренних дел;

·         иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции.

 К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

•    воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

•    вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

•    являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

•    пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

•    оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника

 

Этапы изучения семьи

Симптомы

Индекс

1.

Первичное наблюдение в условиях детского сада

Систематические опоздания в детский сад

Ребенка поздно забирают из детского сада

За ребенком приходят дальние родственники, знакомые или соседи

Частое беспричинное отсутствие в д/с

Неопрятный внешний вид ребенка

Отсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви

Следы побоев у ребенка

Родители приходят в д/с в нетрезвом состоянии (эпизодически, систематически)

Жалобы ребенка на голод, недосыпание, дискомфорт в семье

Длительная и хроническая задолженность по родительской плате за детский сад

 

2.

Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребенка в семье

Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма)

Общий хронический беспорядок (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи)

Плохое состояние квартиры (повреждения входной двери, оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры без плафонов)

Антисанитарные условия в кухне (грязная посуда, битая посуда, пустые бутылки из-под алкогольных напитков, пищевые отходы, отсутствие необходимых бытовых предметов: холодильника, кранов, мебели), тараканы, неухоженные домашние животные

Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, грязное постельное белье, отсутствие постельного белья, отсутствие отдельного спального места у ребенка)

 

3.

Оценка условий воспитания, атмосферы семьи

Отсутствие игрушек, книг

Отсутствие места для игр ребенка (нет ковра, мебели для хранения игрушек)

Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии, посторонних

Следы побоев у членов семьи

Наличие в доме родственников с тяжелыми формами физических и психических заболеваний

Проживание нескольких семей в одной квартире

Недоброжелательное отношение к посетителям

Недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу

 

Индекс «1» – необходимо выяснить причины данных симптомов

Индекс «2» – необходимо углубленное изучение ситуации в семье
Индекс «3» – необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по профилактике и коррекции семейного неблагополучия 


Примерный перечень видов помощи семье, оказавшейся в СОП 
(без учета реального положения в семье и имеющихся ресурсов)

 

Виды помощи

Мероприятия

Социально-педагогическая
поддержка

Организация бесплатного питания для детей из семей в СОП  Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации.

Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу)
Организация летнего отдыха и оздоровления детей 
Помощь в трудоустройстве родителей в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости

Медицинская помощь

Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей
Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований)
Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установлении инвалидности. Медобследование и лечение. Санаторное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской

Коррекционная помощь

Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб.

Правовая
помощь

Помощь в реализации родительских прав
Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
Помощь в сборе документов и обращений в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам)

Материальная помощь

Выплата пособий

Оказание гуманитарной помощи; обеспечение детей одеждой, обувью, учебниками

Психологическая помощь

Организация консультаций психологов

Проведение диагностики, коррекционных и тренинговых занятий с детьми и родителями


Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

1.Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

2.Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Красноярского края в работе с семьей.

3.Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.

4.Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

5.Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей. 

Буклет "Что такое СОП?"


Чтобы скачать полный текст материала и буклет "Что такое СОП?",

 необходимо нажать [СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ С САЙТА] сверху под названием доклада.

Категория: ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ | Добавил: Anastasiya
Просмотров: 18093 | Загрузок: 755
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК ПО САЙТУ

КГБУ СО Центр семьи "Минусинский" т.2-04-47 E-mail: centrsemi@mail.ru
Бесплатный хостинг uCoz